Театр Музыкальной комедии – единственный коллектив, который работал в Ленинграде с первого дня войны – все 900 дней блокады. В мировой театральной истории подобного примера героизма не существует и роль искусства в поднятии духа сопротивления трудно переоценить. Этот театр в тяжелейшие дни блокады стал частичкой духовной жизни города, единственным островком радости для измученных жителей города и фронтовиков. Да, было очень трудно и очень ответственно. Но всех согревало и давало силы сознание, что сейчас оперетта нужна защитникам города и героям-ленинградцам.
В один из декабрьских дней 1941 года в соседний с театром дом попала бомба; пострадало и здание театра. 24 декабря в последний раз поднялся занавес на улице Ракова, 13, а 25 декабря очередной спектакль уже шел на подмостках Александринского театра, пустовавшего после эвакуации его труппы.
В январе не стало электричества. Театр не смог продолжать работу. Чтобы лишенные необходимого общения с публикой актеры не пали духом, художественное руководство усилило внимание к урокам и репетициям, свободные от них актеры выезжали на фронт, в госпитали и «Дорогу жизни» на Ладоге.
Спектакли возобновились в начале марта. За первый год блокадно-фронтовой жизни театром были выпущены 6 премьер – «Ева», «Принцесса долларов», «Марица», «Три мушкетера», «Продавец птиц», «Любовь моряка».
В это время в труппе числился 291 человек. На место работников, уходивших на фронт, приходили другие. Беспримерна героико-трагическая история этого театра: от голода и на фронте погибло более 100 человек. В театре был создан морг для умерших артистов и зрителей. Артисты умирали в кулисах и по дороге в театр… Однако, несмотря на потери, за годы блокады было осуществлено 15 премьер и возобновлений ранее поставленных спектаклей. Театр посетили 1 миллион 300 тысяч зрителей. Занавес открывался зимой 1941-42 годов в дни, когда в городе умирали за сутки до 40 тысяч его защитников и граждан. Это был вызов врагу, невероятное сопротивление и стойкость. В объявленном репертуаре не было ни одной замены. Если артист не приходил на спектакль это, как правило, означало его смерть.
В зале были постоянные аншлаги, очереди за билетами занимали с 5 часов утра, а с рук они приобретались за дневную порцию хлеба. Приходилось играть зимой в зале, где было минус четыре градуса, а были дни, когда и минус 8. Спектакли продолжали идти даже при бомбёжках, прерываясь иногда до 9 раз за вечер!
Мужество артистов не имеет аналогов. А. Масленников, получив похоронную на третьего, последнего своего сына, в этот день «смешил» зрителей в героическом спектакле «Лесная быль».
Театр вел огромную шефскую работу: не было ни одного участка фронта, где бы не побывала концертная группа Ленинградской музкомедии. На передовой, в госпиталях и на заводах было дано более 1000 шефских концертов. Дирекция театра организовывала так же и платные концерты, деньги от которых шли в фонд обороны города. За 900 дней в бюджет Ленинграда было перечислено 4 миллиона 334 тысячи рублей чистой прибыли.
В первый год войны в коллективе готовили оперетту «Лесная быль». Премьера состоялась 18 июня 1942 года. Это была первая в стране оперетта о войне. Либретто её написали художественный руководитель театра Н. Янет и драматург Н. Гузынин, музыку – дирижер А. Логинов. Эта работа стала подступом к знаменитому спектаклю «Раскинулось море широко», вошедшему в историю театрального искусства военных лет. Композиторы В. Витлин, Н. Миних, А. Круц работали параллельно с литераторами В. Вишневским, А. Кроном, Вс. Азаровым. Это была оперетта о советских разведчиках –спектакль мощной агитационной силы, весь пропитанный дыханием Балтики, любовью к стране, оптимизмом ленинградцев, неугасаемой верой в победу. Непосредственное участие в выпуске спектакля принял весь Балтийский флот, снарядив артистов формой: советской и трофейной немецкой. Роли в спектакле исполняли Н. Янет, Л. Колесникова, И. Кедров, В. Свидерский, А. Королькевич. Зрители заставляли бисировать Н. Пельцер, с блеском исполнявшую матросский танец. И это событие происходило в дни готовившегося фашистами повторного штурма Ленинграда и планировавшегося их военного парада на Дворцовой площади с последующим банкетом в гостинице «Астория». В день премьеры, 7 ноября 1942 года, немцы обстреливали подступы к Александринскому театру. Однако занавес поднялся вовремя, зал был полон. Новый спектакль посетил почти весь состав Балтийского флота, а билеты на оперетту вручались вместе с орденами.
Кроме своей основной работы, работники театра входили в команды МПВО, в медико-санитарную команду, дежурили в госпиталях и при первых звуках воздушной тревоги спешили спасать из-под развалин домов попавших под обстрел и бомбежку. Вся труппа изучала военное дело и владела оружием. О героическом театре у нас и за рубежом написаны сотни газетных и журнальных статей, несколько книг.
Навсегда останутся в мировой истории театра имена директора Г.С. Максимова, режиссеров А.Н. Феоны, Н.Я. Янета, Г.М. Полячека, В.С. Васильева; дирижеров Г.В. Фурмана, А.А. Логинова, М.П. Воловаца, В.Н. Астрова (погиб от напавших на него крыс); балетмейстеров Л.Г. Бейзельмана, Р.О. Гербека; замечательных солистов балета Н.В. Пельцер, А.А. Комкова, Л.М. Лидиной, С.Ф. Карпова. И, конечно, блестящая плеяда актеров: Я.Я. Адицкая, К.М. Астафьева, Н.И. Болдырева, Е.Ф. Брилль, К.М. Бондаренко, З.Д. Габриэлянц, И.В. Кедров, Л.А. Колесникова, А.В. Королькевич, Е.Д. Михайлов, О.А. Орлов, В.П. Павлоцкая, Т.А. Сальникова, В.И. Свидерский, Г.П. Семенченко, А.Г. Слонимский, В.Н. Христианова, Е.А. Хрусталева, О.М. Щиголева, Н.Я. Янет…
Артисты театра на восстановительных работах по окончании войны
Очередь за билетами в Музкомедию у здания Театра драмы им. А.С. Пушкина
Артисты музкомедии в госпитале после концерта
Артистка театра Галина Семенченко со своим попугаем Жако
Занятия по военной подготовке в театре музкомедии 1941-1942гг.
Артисты музкомедии на овощебазе
Зал Театра драмы им. Пушкина на спектакле Музкомедии